VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Совершенствование управления сестринским делом на основе системного подхода и многофакторной оценки

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K011794
Тема: Совершенствование управления сестринским делом на основе системного подхода и многофакторной оценки
Содержание
Содержание

		ВВЕДЕНИЕ	2

		ГЛАВА 1. ЭВОЛЮЦИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ УПРАВЛЕНИЯ СЕСТРИНСКИМ ДЕЛОМ (обзор литературы)	4

		1.1. Становление менеджмента сестринского дела в зарубежной и отечественной практике	5

		1.2. Научные модели управления и их интеграция в сестринском деле	12

		1.3.Современное состояние профессиональной подготовки руководителей сестринских служб лечебно-профилактических учреждений	18

		ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ РОЛИ ГЛАВНОЙ СЕСТРЫ В ПРОЦЕССЕ УПРАВЛЕНИЯ СЕСТРИНСКИМ ДЕЛОМ	24

		2.1. Разработка дизайна исследования, характеристика методов и расчета объема наблюдений	24

		2.2. Результаты исследования и их обсуждение	28

		ГЛАВА 3. КОНЦЕПТУАЛЬНО-ОРГАНИЗАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ СЕСТРИНСКИМ ДЕЛОМ	39

		3.1. Формирование и обеспечение политики и стратегии организации в области управления сестринским делом	39

		3.2. Непрерывное обучение сестринского персонала	40

		3.3. Принципы и методы мотивационного воздействия на сестринский персонал	43

		3.4. Мониторинг уровня удовлетворенности персонала и основные направления его повышения	48

		ЗАКЛЮЧЕНИЕ	51

		СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ	53

		ПРИЛОЖЕНИЯ	60

	













ВВЕДЕНИЕ



В настоящее время в отрасли здравоохранения трудится около 1,5 млн. медицинских сестер, фельдшеров, акушерок. Все они объединены в большую профессиональную группу – сестринский персонал. К сожалению, традиционно сложившееся в нашей стране представление о сестре, как о помощнике врача, выполняющей только вспомогательные функции,  недооценивало важность этой профессии. В связи с этим сестринское дело не представляло особого социального института, а оставалось второстепенной частью здравоохранения, «технической деталью», лишенной самостоятельности .

Начавшаяся в 90-х годах прошлого века полномасштабная реформа в области сестринского дела привела к кардинальному пересмотру роли и места сестринского персонала в отечественном здравоохранении. Согласно современному уровню профессионального образования, медицинские сестры начинают выступать в новой модели сестринского дела, не только обеспечивая уход, но и решая большинство вопросов организации и управления лечебно-диагностического процесса, профилактической и реабилитационной работы . 

Современное состояние сестринского дела является одним из показателей, определяющих качество оказания медицинской помощи, которое непосредственно зависит от степени развития сестринского дела, уровня профессиональной компетентности сестринского персонала, мотивации к труду, корпоративной принадлежности, умения  планировать и прогнозировать свою деятельность и нести ответственность за принимаемые решения. Опыт работы специалистов с высшим медицинским образованием по специальности «Сестринское дело» в учреждениях здравоохранения, среднего и высшего профессионального образования показал их способность оказывать существенное влияние на развитие отечественного здравоохранения.

Анализ имеющейся базы научных исследований в области сестринского дела показал практическое отсутствие работ, изучающих проблем управления качеством сестринской помощи с использованием научно-обоснованных  технологий менеджмента. Не определена роль менеджеров сестринского дела в формировании профессионального компетентного специалиста, способного к личностному и социальному росту. Малочисленны исследования по оценке эффективности работы менеджеров сестринского дела в аспекте управления сестринским делом..

Актуальность вышеизложенного и определило тему настоящего исследования..

Цель исследования: совершенствование управления сестринским делом на основе системного подхода и многофакторной оценки.

В соответствии с намеченной целью поставлены и решены следующие задачи:

1 .Проанализировать литературу по теме исследования.

2. Дать характеристику внутренней среды лечебно-профилактического учреждения на основе оценки организационной культуры сестринских служб.

3. Разработать и апробировать концептуально-организационную модель управления сестринским делом.

Объект исследования: специалисты сестринского дела

Место проведения исследования: Государственное бюджетное учреждение здравоохранения города Москвы «Городская клиническая больница № 15 им. О.М.Филатова Департамента здравоохранения города Москвы»























































ГЛАВА 1. ЭВОЛЮЦИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ УПРАВЛЕНИЯ СЕСТРИНСКИМ ДЕЛОМ (обзор литературы)



1.1. Становление менеджмента сестринского дела в зарубежной и отечественной практике



История развития сестринского дела непрерывно связана с развитием медицины. История же сестринского дела, как самостоятельной профессии, насчитывает немногим более 150 лет.

Анализ работ отечественных исследователей в области истории медицины позволил сформировать не только характеристику сестринского дела, но и дал возможность выделить несколько периодов создания системы управления, которое в процессе развития и становления профессии медицинской сестры постепенно приобретало организованный. Наиболее значимыми периодами в истории управления сестринским делом были: до управленческий или стихийно-организованный период; период использования потенциала женского труда в медицинской помощи; период использования неквалифицированного ухода на основе монаршей благотворительности; период организованного труда; период организации квалифицированной сестринской помощи в рамках христианских общин и «сестричеств»; период развития военно-полевого сестринского дела; период организации сестринских общин под патронажем общественной организации «Красный крест».

В до управленческий или стихийно - организованный период, из-за отсутствия системы оказания медицинской помощи не были разработаны подходы к её управлению, но были известны единичные личности, обладающие искусством врачевания, деятельность которых можно считать предпосылками к организованному медицинскому труду. К ним можно отнести княжну Ольгу Рюриковну, основавшую первую на Руси больницу для женщин (X век), княжну Ефросинию Черниговскую, обозначенную в летописях как «Зело сведущая в Асклепиевых науках», княгиню Евпраксию-Зою, написавшую первый в мире научный медицинский трактат «Мази» и др.

В период использования женского труда при оказании медицинской помощи впервые появляются законодательные акты, определяющие участие женского персонала в оказании ухода, создаются богадельни и больницы, но женский труд в медицине того времени был «вторичным» и не достаточно организован, поэтому не получил широкого распространения.

Период использования неквалифицированного ухода на основе монаршей благотворительности совпал с правлением Екатерины II. По её велению осуществлялось финансирование, управление и контроль за оказанием медицинской помощи. Стали закладываться основы медицинских школ для сестер милосердия. Обучение в школах проводили профессора и лейб - акушеры. Выпускницы школ вводились в должность сиделок и повивальных бабок. Высокие показатели материнской и младенческой смертности требовали разработки и принятия управленческих решений в соответствии с общей стратегией государства. В середине XVIII века в гражданских больницах начинает вводиться женский труд, который стал развиваться параллельно с акушерской практикой.

Интересным, с позиции управления сестринским делом был период организованного труда по уходу за больными. На базе вдовьих домов создается общественно - благотворительная организация «Сердобольные вдовы». Впервые разрабатываются для дежурных вдов больниц функциональные обязанности, подобные современным функциональным обязанностям младшей медицинской сестры. Особенностью данного периода является то, что впервые создается организация, целью которой являлось развитие системы ухода. Сформированная в то время система подготовки сердобольных вдов имела большое теоретическое и практическое значение.

Нельзя не отметить, что период развития военно-полевого сестринского дела неотрывно связан с деятельностью Екатерины Бакуниной - одной из первых организаторов сестринского дела. В своей деятельности Е. Бакунина использовала принцип делегирования полномочий и морального поощрения. Если оценить работу сестер милосердия данного периода, то им были присущи функции менеджеров среднего и низшего звена. Особое внимание созданию и развитию института сестринского дела уделял Н.И. Пирогов.

Основное преобразование управления медициной в России произошло в начале XIX века, в период царствования Александра I. Им в 1801г. был издан манифест об учреждении министерств, которые были построены на началах личной власти и ответственности. В начале XX века управленческие преобразования осуществлялись под руководством таких личностей как С.Ю.Витте (1894 -1915) и А.С.Столыпин (1892-1911).

Таким образом, в период становления профессии сестринское дело базировалось на следующих принципах: милосердия, партнерства с врачами, единоначалия, делегирования полномочий, солидарной ответственности, целенаправленности, централизации, что позволяла медицинской сестре иметь самостоятельный и независимый статус.

На современном этапе сестринское дело - составная часть системы здравоохранения, которая включает в себя деятельность по укреплению здоровья, профилактике заболеваний, предоставлению психосоциальной помощи и ухода лицам, имеющим физические и (или) психические заболевания, а также нетрудоспособным всех возрастных групп. Сестринское дело охватывает физические, интеллектуальные и социальные аспекты жизни в той мере, в которой они влияют на здоровье, возникновение болезни, нетрудоспособность и смерть. Такая помощь должна предоставляться сестринским персоналом в учреждениях здравоохранения и любых других учреждениях, а также на дому, иными словами, везде, где есть в ней потребность.

Сестринский персонал - это медицинские работники, имеющие медицинское образование по специальностям «сестринское дело», «акушерское дело», «лечебное дело» и допущенные к профессиональной деятельности в установленном порядке. Разнообразие функций, которые выполняет сестринский персонал, требует понимания факторов, влияющих на здоровье, причин болезней, способов их лечения и реабилитации, а также экологических, социальных и политических условий, в которых осуществляется медицинская помощь и функционирует система здравоохранения. Сегодня специалиста сестринского дела характеризуют следующие качества: профессиональная компетентность, качество труда, способность самостоятельно планировать, осуществлять и контролировать свою трудовую деятельность, умение самостоятельно принимать решения, предвидеть их возможный экономический и социальный результат, нести ответственность за принимаемые решения и результаты своей деятельности.

В соответствии с Концепцией развития здравоохранения и медицинской науки в РФ (далее Концепцией) основными направлениями в совершенствовании организации оказания медицинской помощи, ориентированными на переход к менее затратным технологиям, являются развитие первичной медико-санитарной помощи на базе муниципального здравоохранения и перераспределение части объемов помощи из дорогостоящего стационарного сектора в амбулаторный.

Несмотря на достижения реформ сестринского дела, хотелось бы рассмотреть факторы, препятствующие его дальнейшему развитию. Наиболее значимыми из них, на наш взгляд, являются консерватизм руководителей лечебно-профилактических учреждений, врачей и самих медицинских сестер; несостоятельность профессиональной подготовки; кадровые проблемы в отрасли.

Сестринское дело многие годы ориентировалось на удовлетворение потребностей врачей и развивалось не как профессия сама по себе, а просто следовало за развитием медицины, становясь все более функциональным и целенаправленным. В своих исследованиях Ю.Ю. Баринова и Л.А.Карасева (2000), отмечают, что врачу «удобно иметь рядом медсестру как помощника, а не как равноправного партнера». Такое отношение к медицинским сестрам, к сожалению, не только у данных специалистов. Если обратиться к справочной литературе, то можно заключить, что переход медицинской сестры от самостоятельного специалиста к «простому исполнителю» врачебных назначений происходит на протяжении ряда лет. Так, в Постановлении Наркомздрава (1927) говорилось: «Средний медработник должен быть только помощником врача, работать по его указаниям и под его наблюдением, должен быть вполне готов к выполнению всех процедур, назначаемых врачом, и обладать точно выработанными техническими навыками». В Популярной медицинской энциклопедии (1963) о медсестре говорится так: «Лицо средней медицинской квалификации, работающее под руководством врача и выполняющее его назначения и некоторые процедуры». Краткая медицинская энциклопедия (1994) определяет медсестру как «Специалиста со средним медицинским образованием, работающего под руководством врача в ЛПУ».

В соответствии с этими определениями строилась и система профессиональной подготовки специалистов. В России обучением медицинских сестер занимались специальные школы (1920), техникумы (1926), медицинские училища (1953), ставя своей целью подготовку сестры «для выполнения разных вспомогательных медицинских функций, назначаемых врачом, обладающую точно выработанными техническими навыками и являющуюся помощником врача, работающую под его наблюдением и по его указаниям». К сожалению, в отечественной практике среднего медицинского образования отсутствовала специальная подготовка преподавателей для медицинских училищ. Предполагалось, что любой врач может квалифицированно обучить медсестру, фельдшера или акушерку и для этого ему не обязательно быть специалистом сестринского дела, знать основы педагогики и владеть методикой преподавания этих дисциплин. Такой упрощенный подход к подготовке преподавательских кадров привел к тому, что медсестер обучали выпускники медицинских институтов, имеющие врачебную квалификацию, но не являющиеся специалистами сестринского дела.

Неоднократно в своих докладах на съездах средних медицинских работников В.А. Саркисова (1997, 2002, 2009, 2012) отмечала, что потенциал сестринского дела может быть раскрыт и полностью реализован только в том случае, если специалисты отрасли получат всемерную поддержку со стороны государства в вопросах доступности и качества получаемого образования. Результаты оказания сестринской помощи могут быть преумножены в итоге концептуального разделения сфер ответственности сестринского и врачебного персонала, вследствие повышения статуса сестринской профессии.

Согласно определению Международного Совета Медицинских сестер (2010) сестринское дело заключает в себе автономное и совместное оказание помощи людям всех возрастов, семьям, группах и сообществам, больным или здоровым, и находящимся в любых учреждениях. Сестринское дело совмещает обеспечение здоровья, профилактику заболеваний, уход за больными людьми, инвалидами и умирающими. Защита, обеспечение безопасной обстановки, исследования, участие в формировании политики здравоохранения и системы организации медицинской помощи, а также образование являются сферами реализации ключевых ролей медсестер.

В системе здравоохранения РФ на сегодняшний день трудится около 900 тыс. специалистов со средним медицинским образованием. Рассматривая сестринский персонал как ценный ресурс отрасли, самой системой здравоохранения на протяжении ряда лет престижу сестринского дела был нанесен непоправимый ущерб, когда на медицинских сестер дополнительно возложили функции младшего медицинского персонала. Неоднократно С.И. Двойников , И.О. Слупушенко, В.А. Саркисова (1997,2002,2009) указывали, что подобное «расширение функциональных обязанностей» отрицательно сказалось не только на качестве оказания медицинской помощи, но и привело к оттоку квалифицированного сестринского персонала из отрасли . Следствием явилось нарастание диспропорции в соотношении врач - медицинская сестра, составившего 1:2,4 против 1:4,1 в 1960 г. В сравнении с международным (1:4) этот показатель, особенно низок в Москве и Санкт-Петербурге - 1:1,5 и близок к оптимальному в Тульской области (1:3,8), Республике Марий Эл (1:3,6), Республике Коми (1:3,4). Республике Удмуртия 1:2,3. Вследствие сокращения объемов оказания стационарной помощи, процессов оптимизации в здравоохранении неизбежен процесс уменьшения численности средних медицинских работников, поэтому еще более острой и значимой становится проблема совершенствования организации их деятельности. Как указано в исследованиях С.И. Шляфер (2011) дисбаланс в соотношении «врач - средний медицинский персонал» приводит к тому, что роль медсестер в лечебном процессе сводится к выполнению технической работы, часто не требующей профессиональной подготовки. За период с 1996 по 2010 гг. численность врачей увеличилась на 4,2%, а среднего медицинского персонала сократилось на 9,5%. Показатель соотношения числа среднего медицинского персонала и числа врачей в РФ за 1996-2009гг. уменьшился с 2,5 до 2,1. В апреле 2012г. Министерством здравоохранения РФ были официально озвучены данные о том, что кадровый дефицит в сестринском деле составляет порядка 800 тысяч специалистов. В стране в некоторых регионах, во множестве медицинских учреждений складывается ситуация катастрофической нехватки медицинских сестер. Не случайно, параллельно с этими данными было озвучено и решение МЗ о допуске к работе в сестринских должностях студентов медицинских ВУЗов (Приказ МЗСР №239н от 19.03.2012г.). Такая позиция кардинально противоречит позиции профессионального сообщества медицинских сестер, определившего понятие сестринского ухода в новой редакции Этического Кодекса, как «комплекс медико-социальных вмешательств, производимых медицинской сестрой в составе мультидисциплинарной бригады, оказывающей помощь пациенту. Комплексный сестринский уход, как отмечают В.А Саркисова и В.В. Самойленко (2012) направлен на достижение наилучших результатов медицинской помощи...».

В настоящее время в РФ реализуются все уровни сестринского образования - от младшей медицинской сестры по уходу за больными до менеджера с высшим сестринским образованием. К концу 2008г. в системе практического здравоохранения России организаторы сестринского дела составили 1,1% от всего сестринского персонала. Вместе с тем, из имеющих высшее и повышенное сестринское образование, около 20,0 % и 40,0 % соответственно, реализуют свой профессиональный потенциал.

Таким образом, процессы реформирования здравоохранения существенным образом отражаются на области сестринского дела. Менеджмент по своей природе - сложный и динамический процесс. Раскрыть себя в новом качестве менеджера специалисту сестринского дела поможет активная позиция и осознанное желание участия в процессе реформирования здравоохранения и реализации программных документов. Следует отметить, что реорганизация управлением сестринским делом, внедрение инновационных сестринских технологий в оказание медицинской помощи требуют более полного использования профессионального потенциала менеджеров сестринского дела во всех сферах здравоохранения, но особую актуальность приобретает использование их компетенций в управлении сестринской деятельностью и профилактическом направлении медицины в качестве самостоятельных специалистов.



1.2. Научные модели управления и их интеграция в сестринском деле



Одной из тенденций мирового здравоохранения является повышение роли сестринского персонала с различным уровнем подготовки. Появление новых специалистов - лидеров сестринского дела - заставляет пересмотреть сложившиеся стереотипы на роль и функцию медицинских сестер. Эффективное управление сестринским персоналом является одним из приоритетных направлений «Программы развития сестринского дела в РФ на 2010-2020гг.». В современных условиях дефицита кадровых и финансовых ресурсов для руководителей сестринских служб определена одна из основных задач в развитии персонала - формирование медицинской сестры новой формации: высококвалифицированного специалиста, способного принимать решения и обладающего самостоятельностью в пределах своей компетенции.

В практическом здравоохранении России существуют разные модели управления сестринской службой. Медицинские организации сами определяют для себя эффективную модель управления, приемлемую для их структуры и стратегии развития. В последние годы в ряде крупных лечебно - профилактических учреждениях (ЛПУ) были введены должности заместителей главных врачей по работе с сестринским персоналом, что способствовало повышению качества управления сестринским персоналом и поднятию авторитета руководителей - главных и старших медицинских сестер. Во многих медицинских организациях успешно работают Советы медицинских сестер, основной функцией которых является контроль качества сестринской деятельности, санитарно - эпидемиологического состояния больницы и фармакологического порядка. Большое внимание Совет уделяет организации рабочих мест, медицинской этике, повышению квалификации работников, эстетическому оформлению отделений. По исследованиям отечественных ученых: Е. П. Жаворонкова, ТО. О. Ким, Т. Г. Николаевой, Н. В. Куликовой (2009,2012) оптимальная модель управления сестринской службой в Российской Федерации может выглядеть следующим образом (рисунок 1). 





Рисунок 1. Модель управления сестринским персоналом



На современном этапе развития здравоохранения практически каждое учреждение имеет в своей структуре должность главной медицинской сестры (и/или заместителя главного врача по работе с сестринским персоналом). Указанные должности относятся к категории руководителей. К сожалению, в большинстве медицинских организаций функционирует общепринятая модель здравоохранения, когда медицинская сестра лишь выполняет врачебные назначения (рисунок 2) и присутствует двойное подчинение старших медсестер заведующему отделением и главной медицинской сестре.



Рисунок 2. Традиционная модель управления сестринской службой ЛПУ



Недостатком традиционной структуры управления сестринской службой является ограничение возможности главной сестры по эффективному управлению, связанное с её перегруженностью решением множества оперативных задач в ущерб стратегическим. Существенным недостатком также являются отсутствие звеньев по планированию и подготовке управленческих решений. При использовании этой модели, как правило, отсутствуют согласованность управленческих действий и коммуникация между этими руководителями, поскольку в работе старшей медсестры они выделяют разные приоритеты.

Применительно к системе управления сестринскими кадрами обращает на себя внимание несоответствие существующей организационной структуры сестринской службы объему нагрузки и масштабу управляемости, что подробно описывают в своих исследованиях С.И.Двойников (2006), Ю.И. Павлов, C.B. Лапик (2009). Авторы указывают на то, что управление сестринскими службами ЛПУ чаще всего имеет линейную двухуровневую горизонтальную структуру: 1-й уровень - главная медицинская сестра, 2-й уровень - старшие медицинские сестры клинических и параклинических отделений (рисунок 3).



Рисунок 3. Традиционная линейная двухуровневая горизонтальная структура управления сестринской службой ЛПУ



Одним из путей решения проблемы по предложению Ю.И. Павлова (2003) является оптимизация организационной структуры сестринской службы, сужение диапазона управления в соответствии с нормой управляемости и введение еще одного уровня, что позволяет модели быть в виде линейно-функциональной управленческой структуры сестринской службы (рисунок 4).



Рисунок 4. Линейно - функциональная структура управления сестринской службой ЛПУ



Как видно на рисунке, заместителям главной медсестры, ответственным за определенные направления деятельности, делегируются соответствующие линейно - функциональные полномочия. При этом подбирается сильная и квалифицированная команда, возглавляя которую главная медсестра может сфокусировать свои силы на стратегических направлениях развития сестринской службы.

Неэффективность традиционной системы управления проявляется в возникающих проблемах координации деятельности сестринских структур, двойном подчинении и т. д. В настоящее время должностные функции организаторов сестринского дела недостаточно четко регламентированы. Обращает на себя внимание ограниченность прав организаторов сестринского дела, а с другой стороны, на них возложено огромное количество хозяйственных обязанностей, как правило, никак не систематизированных.

Очевидно, как отмечает H.H. Камынина (2011),что с позиций современных теорий управления содержание деятельности руководителя сестринской службы должно включать основные управленческие функции (планирование, контроль и др.) и учитывать специфику работы в медицинской организации. 

Успех реформирования управления сестринским делом, как указано в работе И.И. Логиновой (2003), в значительной степени зависит от руководителей сестринских служб. Сестры-организаторы работают в условиях глубоких противоречий. С одной стороны, перед ними - «Программа развития сестринского дела в РФ на 2010-2020гг.», перспективная, новая, достаточно высоко ставящая организаторскую планку, с другой - преобладание на практике устаревшего стереотипного подхода к сестринскому персоналу. В таких условиях не просто реализовать реформы, приходится преодолевать массу противоречий.

За последние 10-15 лет выявилось несовершенство организации управления сестринской службой в нашей стране. Анализ ситуации, сложившейся в сестринском деле, указывает на ряд нерешенных проблем, в том числе недостаточное нормативно - правовое обеспечение и несовершенство системы управления деятельностью сестринского персонала, малоэффективное использование кадров в практическом здравоохранении .

Вопросы, связанные с управлением сестринским персоналом, в литературе поднимаются довольно часто. Много публикаций посвящено опыту внедрения технологий сестринского процесса. Коллеги из разных регионов описывают преобразования, которые им удалось провести в своих лечебно - профилактических учреждениях (ЛПУ). Достаточно подробно перечислены все функции медсестры - менеджера в исследованиях следующих авторов: P.D. Bliese (2000), Н. А. Кормачева (2003), 10. И. Павлов (2003), H.H. Косарева (2004), A.C. Хейфец (2004), P.W. Stone , E.L. Larson (2006,2007), Е.П. Жаворонков, Ю.О. Ким, Т.Г. Николаева, Н.В. Куликова (2009,2012).

Однако на сегодняшний день практически нет универсальной модели управления персоналом на уровне учреждения здравоохранения, позволяющей оптимизировать деятельность не только руководителей сестринской службы, но и всего среднего медицинского персонала ЛПУ. Управление сестринским персоналом - это целенаправленная деятельность руководителей сестринских служб лечебно-профилактических учреждений и их подразделений, использующих различные механизмы управления и каналы связи для обеспечения слаженной, квалифицированной работы сестринского персонала по оказанию пациентам сестринской помощи соответствующего количества и качества, что обосновывают необходимость комплексной оценки внутренней среды медицинских организаций.

Таким образом, модель управления сестринским персоналом ЛПУ представляет собой сложную, взаимосвязанную управленческую систему, которая может успешно функционировать и обеспечивать высокое качество только при условии эффективного использования всех потенциальных возможностей каждого элемента. Стремление менеджера сестринского дела обогатить опыт управления за счет внедрения инновационных практик, научной организации труда создает условия для профессионального роста, модернизации сестринского дела и поиска ресурсосберегающих технологий для здравоохранения.







1.3.Современное состояние профессиональной подготовки руководителей сестринских служб лечебно-профилактических учреждений



В современном обществе успешное развитие любой сферы человеческой деятельности немыслимо без эффективного менеджмента, которая направлена на повышение эффективности с помощью совокупности принципов, методов и средств, активизирующих трудовую деятельность, интеллект и мотивы поведения, как отдельных медицинских работников, так и всего коллектива. Основными задачами менеджмента в сестринском деле являются: применение знаний по современной стратегии улучшения руководства сестринским персоналом ЛПУ; совершенствование знаний сестры - организатора в вопросах значения коммуникаций для эффективного управления; организация и обеспечение эффективного контроля в учреждениях здравоохранения; изучение роли руководителя в решении задач управления качеством медицинской помощи; совершенствование профессиональных знаний по проведению ситуационного анализа деятельности ЛПУ и вопросам маркетинга; совершенствование профессиональных знаний по вопросам, связанным с управлением, собственным развитием, выработки личного стиля и приемов труда руководителя.

Механизмы управления, используемые руководителем сестринских служб, позволяют: определить цели управления применительно к работе данного ЛПУ; уточнить основные направления (функции) управленческой деятельности главных медицинских сестер; осуществлять управленческую деятельность на основе важнейших принципов управления; широко использовать организационно-распорядительные, социально-психологические и экономические методы управления.

Менеджмент - это динамичный элемент, поддерживающий жизнеспособность каждого лечебного учреждения. Без этого элемента производственные ресурсы остаются всего лишь ресурсами и никогда не становятся производством медицинских услуг. Менеджмент является ключевым звеном при решении многих проблем, с которыми сталкиваются организации в процессе своей деятельности. В работах H.H. Камыниной (2003), C.B. Пятенко (2004), H.B. Якимовой (2004)обращается внимание на то, что неотъемлемыми чертами современного менеджера являются постоянное наращивание знаний и навыков, повышение профессионального мастерства, а также творческий подход к управлению. Таким образом, ведущее место в организации занимает менеджер, от эффективной деятельности которого во многом зависит ее успех и процветание. Менеджер осуществляет управление организацией через управление человеческими ресурсами.

Высокая загруженность руководителей сестринских служб, не приводящая к повышению эффективности их работы, опора в своей деятельности на имеющийся опыт управления, наряду с такими фактами, как крайне низкий уровень профессионального сестринского образования, его несоответствие уровню современных требований, отсутствие перспектив профессионального роста и возможностей совершенствования в рамках своей профессии, необходимость в повышении качества сестринской помощи обусловили создание в конце XX столетия уникального по своей сути для отечественного здравоохранения направления подготовки в системе высшего медицинского образования — подготовку управленческих кадров менеджеров по специальности «Сестринское дело».

Сестринское дело в России имеет 2 аспекта: подготовку кадров и их использование в практическом здравоохранении. Идеология первого аспекта состоит в том, что система образования должна обеспечивать дифференцированную подготовку кадров в зависимости от потребностей рынка медицинских услуг и гарантировать высокий социальный статус медсестры. Соответственно, в сложившихся обстоятельствах, возникла настоятельная необходимость новой стратегии в подготовке сестринских кадров, а также потребность в подготовке преподавателей нового поколения. Приоритет в решении данной задачи отводится факультету высшего сестринского образования (ФВСО).

Как показывает эволюция реформ сестринского дела к 1996 году в России окончательно сформировалась многоуровневая система подготовки высшего сестринского, среднего медицинского и фармацевтического образования, которая включала уровни подготовки: базовый (основной); повышенный (углубленный) и высшее сестринское образование (рисунок 5). 





Рисунок 5. Структурно-логическая схема профессионального образования сестринского персонала



Конечно, высокая квалификация не гарантирует высоких человеческих качеств, лёгкого характера и лидерских способностей. Но стремление к получению более высшего образования по данной специальности и достижение этой цели само по себе говорит об определённых личностных особенностях.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.11.97 №1387 «О мерах по стабилизации и развитию здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации» предусмотрено осуществление реформы, направленной на повышение качества, доступности и экономической эффективности медицинской помощи населению в условиях формирования рыночных отношений. Важная роль в реформе здравоохранения, обеспечении доступности и качества, предоставляемых населению услуг, усилении профилактической направленности, решении задач медико-социальной помощи отводится специалистам, имеющим среднее медицинское образование, повышенный уровень образования и высшее медицинское образование по специальности «сестринское дело» и составляющим самую многочисленную категорию работников здравоохранения.

Более 30 факультетов образовательных учреждений высшего медицинского образования страны осуществляют подготовку менеджеров - руководителей сестринского персонала, однако, в настоящее время, остается не решенной проблема с их трудоустройством - В.А. Саркисова, С.И. Двойников, Г.М. Перфильева (2009,2012,2013). В подавляющем большинстве случаев старшими и главными медицинскими сестрами лечебно-профилактических учреждений работают специалисты, проявившие определенные организаторские способности, но не обладающие необходимыми умениями в области менеджмента, психологии, педагогики, экономики, права и др. Зарубежный опыт организации сестринского дела показывает, что деятельность сестринского персонала меняется, и на смену традиционной практике медсестер в больницах приходят новые виды помощи, связанные не только с болезнями или патологическими состояниями, но и с проблемами сохранения и поддержания индивидуального и общественного здоровья. Необходимым знаниям в данной области здравоохранения обучают на факультетах высшего сестринского образования.

Следует особо отметить, что опыт подготовки медицинских сестер с высшим образованием в зарубежных странах имеет более длинную историю. Отличным от отечественной подготовки является структура обучения, которая проводится в виде бакалавриата и магистратуры в стенах высших медицинских заведений, что в настоящее время и внедряется в образовательный процесс и в России. Одним их направлений подготовки в магистратуре является подготовка управленческих кадров для управления сестринскими службами лечебных учреждений различного типа.

Начиная с 1995г. в отечественную систему здравоохранения ежегодно стали приходить медицинские сестры-менеджеры, готовые к решению практических управленческих задач, используя современные научные знания в области менеджмента, маркетинга, организации и экономики здравоохранения, психологии управления и др. Сегодня значительное число главных и старших медицинских сестер осознало необходимость подкрепления имеющегося опыта в области управления современными знаниями.

Особенностью назначени.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Очень удобно то, что делают все "под ключ". Это лучшие репетиторы, которые помогут во всех учебных вопросах.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Экспресс-оплата услуг

Если у Вас недостаточно времени для личного визита, то Вы можете оформить заказ через форму Бланк заявки, а оплатить наши услуги в салонах связи Евросеть, Связной и др., через любого кассира в любом городе РФ. Время зачисления платежа 5 минут! Также возможна онлайн оплата.

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44